Бухгалтерский учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и в отличие от других видов учета: •строго документален — основанием для любой бухгалтерской записи должен служить специально оформленный документ; •является сплошным и непрерывным во времени, так как при ведении бухгалтерского учета необходимо фиксировать все без исключения факты хозяйственной деятельности; •отражает все объекты и хозяйственные операции помимо натуральных и трудовых измерителей в единой денежной оценке; •ведется на любом предприятии, осуществляющем хозяйственную деятельность, т. е. он ограничен рамками отдельного предприятия; •осуществляется специальной службой предприятия — бухгалтерией; •строго регламентирован законодательными и нормативными документами. Таким образом, бухгалтерский учет осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в едином денежном измерителе. Законодательные основы бухгалтерского учета Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами. Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня. Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) , Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня. Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) , т. е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) , например: ПБУ 1/08 «
Учетная политика
предприятия» ; ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия; ПБУ 9/99 «Доходы организации» ; ПБУ 10/99 «Расходы организации» ; ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» ; ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» ; ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т. д. Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций. Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п. Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.