Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 217 ГК РФ. Приватизация государственного и муниципального имущества

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 217]
1. В комментируемой статье закреплены основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц путем приватизации.Непосредственно ГК РФ, определяя признаки осуществления приватизации, не раскрывает юридическое содержание данного понятия. В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Понятие приватизации рассматривают как в широком, так и в узком смысле. По утверждению Э.С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г. было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности . Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы дать простор частной инициативе» . С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С.И. Комарицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности» . В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества: на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, — все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями.——————————— Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 15. Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ. М., б/г. С. 63. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций // Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права. М.: Статут, 2000. С. 7.2. К основным признакам приватизации следует отнести:1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права — Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права — граждан и юридических лиц;3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества;4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ.Иных признаков приватизации ГК РФ не содержит. Вместе с тем законами о приватизации могут быть установлены такие дополнительные признаки приватизации, как возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества, а также вид подлежащих приватизации объектов права. При этом рамочного закона о приватизации, который определял бы общие правила и порядок приватизации в отношении любых видов имущества, не существует.3. Установление комментируемой статьей приоритета специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ имеет важное правовое значение, в особенности учитывая, что согласно закрепленным в п. 2 ст. 3 ГК РФ основным положениям гражданского законодательства, наоборот, установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.Приоритет законодательства о приватизации содержится и в иных положениях ГК РФ. В частности, согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. При этом особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем указанной приватизации с учетом п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1996 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.Установление ограниченного действия гражданского законодательства применительно к приватизации государственного и муниципального имущества не случайно, учитывая, что предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования могут существенно отличаться в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают закрепленным в ст. 1 ГК РФ основным началам (принципам) гражданского законодательства.Законодательство о приватизации состоит из комплекса частно-публичных, а в большей степени административных норм, основная задача которых сведена к подготовке создаваемых в порядке приватизации частноправовых субъектов права к участию в гражданском обороте. Самым сложным представляется вопрос, связанный с определением момента вхождения в этот оборот образуемого в порядке приватизации субъекта права как полноправного субъекта гражданского оборота, в отношении которого уже не действуют установленные законами о приватизации особенности.Нестабильность и ненадежность таких участников гражданского оборота послужили предпосылкой внесения изменения в ст. 181 ГК РФ, которой устанавливаются сроки исковой давности по недействительным сделкам. Именно из-за активного процесса образования в порядке приватизации юридических лиц до недавнего времени действовал специальный срок исковой давности в 10 лет для подачи исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки . В этой связи совершенно обоснованно С.А. Хохлов указывал: «…ненормально будет, если у нас возникнут две системы собственности — одна система собственности и правового регулирования собственности, созданная на основе приватизационного законодательства, а другая — на основе общего гражданского законодательства» . Высвечивая проблемы параллельного действия указанных систем, С.А. Хохлов также отмечает актуальные и сегодня проблемы, связанные с необходимостью определения момента окончания приватизационного законодательства и применения без изъятий гражданского законодательства.——————————— В действующей с 26 июля 2005 г. «новой» редакции п. 1 ст. 181 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. При этом течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки, в отличие от установленного в п. 1 ст. 200 ГК РФ общего порядка определения начала течения срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124 — 125.Совершенно очевидно, что вопрос применения специальных приватизационных механизмов лежит в плоскости политической и экономической целесообразности. Действующее гражданское законодательство рассматривает государство и муниципальное образование как равноправных собственников по отношению к любым иным субъектам гражданского оборота, что получило соответствующее закрепление в гл. 5 ГК РФ. При этом ничто не мешает в том числе распоряжению находящимся в государственной и муниципальной собственности имуществом в соответствии с положениями ГК РФ. В противном случае логично было бы предположить, что если отчуждение государственного (муниципального) имущества возможно только в результате приватизации, то приобретение — только в результате национализации. Однако, конечно же, это не так. Говорить о достоинствах и недостатках одной из форм собственности, будь то государственная или частная, можно только по прошествии времени применительно к конкретному историческому периоду в противопоставлении и сравнении эффективности той или иной формы собственности. Приватизация стала основой системных изменений в обществе и экономике, однако оценка достигнутого результата — это предмет исследования экономической эффективности приватизированных предприятий. ( Подводя итог рассмотрению приватизации как правового института, можно констатировать, что под законодательством о приватизации следует понимать совокупность нормативных правовых актов, регулирующих не только отношения, возникающие при приватизации, но и отношения собственности, реализацию иных вещных прав, арендные, корпоративные и иные отношения; и, как справедливо отмечает С.И. Комарицкий, — это «совокупность всех тех актов, которые прямо либо косвенно затрагивают регулирование общественных отношений при приватизации государственного имущества» .——————————— Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций. С. 24.4. Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства, конечно, создает определенные сложности в правоприменительной практике, в частности при определении круга нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретной ситуации с участием образованного в порядке приватизации юридического лица, которые вызваны их многоуровневостью в сфере приватизации.Во-первых, приватизация регламентируется не только Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Отдельные особенности в части условий и порядка осуществления приватизации содержатся в множестве других законов. К примеру, особенности и порядок приватизации организаций кинематографии установлены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке организаций кинематографии Российской Федерации» , в сфере приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта — Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в сфере оборота полученных в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения — Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также значительным множеством иных федеральных законов.——————————— Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.Для наглядности устанавливаемых особенностей правового регулирования отношений с имуществом, полученным в собственность в результате приватизации, можно отметить положения п. 1 ст. 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, с учетом которых передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, в соответствии со ст. 18 этого Закона — без государственной регистрации недвижимости возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю .——————————— Следует также учитывать, что согласно ст. 18 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона о регистрации недвижимости, а при их отсутствии — выписки из принятых до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.Кроме того, федеральными законами может быть также установлен запрет на приватизацию используемого в определенных целях государственного (муниципального) имущества, находящегося в пользовании отдельных государственных муниципальных организаций. К примеру, согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» любое имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. И наоборот, отдельными законами могут устанавливаться изъятия из уже установленных запретов по поводу одного и того же имущества. Так, согласно п. 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищный фонд и объекты его инфраструктуры. Одновременно п. 15 ст. 43 этого же Закона допускается приватизация жилищного фонда в составе единого хозяйствующего субъекта при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.——————————— Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.Во-вторых, наряду с Президентом РФ и Правительством РФ также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, определяющие особенности осуществления приватизации государственного (муниципального) имущества. В частности, согласно п. 3 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1996 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Также с учетом положений п. 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе в соответствии с федеральными законами определять своими нормативными правовыми актами порядок и условия приватизации муниципального имущества.5. Начало отечественной приватизации связано с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» , в котором содержалось поручение Совету Министров РСФСР по подготовке единой Государственной программы приватизации на 1991 г. Одновременно в целях упорядочения стихийного развития процессов приватизации до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР о приватизации было введено предписание о проведении продажи гражданам, в том числе членам трудового коллектива и созданным ими товариществам и акционерным обществам, принадлежащих государству или местным Советам долей (паев, акций) в уставном фонде акционерных обществ и товариществ, зданий и сооружений исключительно на аукционах, гласно, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона. При этом для трудовых коллективов приватизируемых предприятий при прочих равных условиях устанавливалось преимущественное право на приватизацию.——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 569.Вместе с тем возможность осуществления перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность была предусмотрена несколько ранее указанного Постановления Законом РСФСР от 4 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР» , в ст. 25 которого было установлено, что предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.Позднее Законом РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» были установлены организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации.В числе первых законодательных актов, регламентирующих вопросы приватизации, также следует отметить Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации», которым были определены правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в СССР.Рассматривая период начала приватизационных процессов, нельзя не отметить роль указов Президента РФ, в особенности принимая во внимание имевшееся в это время противостояние между Верховным Советом РСФСР и Президентом РФ, а также установленной процедуры вступления в силу этих указов. Так, согласно п. 3 Постановления V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» указы Президента РФ, по существу, имели силу законодательного акта . Кроме того, необходимо отметить, что вплоть до 25 декабря 1993 г. согласно Указу Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» правовое регулирование, в том числе в части компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, осуществлялось исключительно указами Президента РФ .——————————— Названным пунктом Постановления было установлено, что проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представляются Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями — в Президиум Верховного Совета РСФСР. При этом если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в перерывах между сессиями — Президиум Верховного Совета РСФСР не отклоняют проект указа Президента РСФСР, то указ вступает в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет РСФСР в 10-дневный срок рассматривает его в качестве законопроекта, представленного Президентом РСФСР (Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456). В соответствии с п. 1 раздела второго Конституция России вступила в силу со дня официального опубликования (опубликована в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.). С учетом п. 2 названного Указа до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом РФ путем издания по названным вопросам нормативных актов в форме указов Президента РФ.В 1992 г. был принят, пожалуй, самый известный акт, положивший начало ваучерной приватизации и принятый во исполнение Государственной программы приватизации. Согласно Указу Президента РФ от 14 июля 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» было установлено право каждого гражданина Российской Федерации на получение одного приватизационного чека равной номинальной стоимости. С учетом утвержденного названным Указом Положения о приватизационных чеках запускался механизм приобретения объектов приватизации наряду с оплатой денежными средствами также приватизационными чеками, выполнявшими функцию платежного документа. При этом приватизационные чеки считались ценной бумагой, имели ограниченный срок действия (от одного года, но не более двух лет) и могли использоваться в качестве средства платежа в процессе приватизации только один раз, после чего подлежали погашению. С учетом Указа Президента РФ от 28 июня 1994 г. N 1374 «О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации» 31 июля 1994 г. было определено днем завершения ваучерной приватизации. В связи с завершением приватизации с использованием приватизационных чеков и необходимостью определения дальнейших путей приватизации Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» были определены механизмы проведения денежной приватизации предприятий, а также условия и порядок передачи акций приватизированных предприятий их работникам.——————————— Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 24 авг. Собрание законодательства РФ. 1994. N 10. Ст. 1115. Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478.Только через три года после принятия последнего из поименованных указов Президента РФ 24 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» , устанавливавший организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям и действовавший на протяжении пяти лет (до 27 марта 2002 г.). Этим Законом впервые Правительство РФ было наделено широкими полномочиями в сфере приватизации, в том числе по изданию нормативных правовых актов по вопросам приватизации.——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.6. В настоящее время основным законодательным актом, определяющим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В сферу регулирования данного Закона не входит достаточно широкий круг отношений, возникающих при отчуждении:1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;2) природных ресурсов;3) государственного и муниципального жилищного фонда;4) государственного резерва;5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. 84.8 Закона об акционерных обществах;13) имущества, переданного Центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами).Данный Федеральный закон установил четкие процедуры приватизации на основе ежегодного планирования подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2006 г. N 806 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества . Действующий Закон не допускает ускоренных механизмов осуществления приватизации и обязывает Правительство РФ представлять в Государственную Думу ежегодно, не позднее 1 мая, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год. Вместе с отчетом в Государственную Думу также представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год .——————————— Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 150. Следует отметить, что отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.Согласно п. 1 ст. 13 рассматриваемого Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.7. Непосредственная возможность получения в собственность граждан жилых помещений возникла несколько ранее рассмотренного начала масштабных приватизационных процессов с государственным и муниципальным имуществом. С принятием Советом Министров СССР Постановления от 2 декабря 1988 г. N 1440 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» у граждан впервые появилась практическая возможность на возмездной основе приобрести в личную собственность квартиры. В России Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. N 134 «Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт» было утверждено одноименное Положение, в соответствии с которым в личную собственность гражданам могли быть проданы:——————————— СП СССР. 1989. N 1. Ст. 4. СП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 72.а) занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищных фондов;б) незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, все квартиры в которых предназначены для продажи;в) освобожденные за выездом граждан квартиры и квартиры во вновь построенных домах, а также в домах, реконструированных или капитально отремонтированных исполкомами местных Советов народных депутатов, предприятиями, объединениями и организациями, и заселенные после их освобождения в установленном порядке.Одновременно допускалась продажа квартир в домах, являющихся памятниками истории и культуры, в соответствии со ст. 137.1 ГК РСФСР с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников.Вместе с тем продажа в личную собственность допускалась при соблюдении условия, что одна семья имеет право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом. Устанавливалось, что право владения, пользования и распоряжения приобретенной квартирой осуществляется аналогично праву владения, пользования и распоряжения жилым домом, находящимся в личной собственности граждан. Продажа осуществлялась на основании оформленного в соответствии со ст. 239 ГК РСФСР договора купли-продажи, после чего он представлялся в бюро технической инвентаризации для регистрации и получения регистрационного удостоверения на право собственности.Как отмечает П.В. Крашенинников, правом на покупку воспользовалось незначительное число граждан (было продано 0,2% от всего объема жилья государственного и общественного жилищных фондов), которые не были заинтересованы выкупать даже за сравнительно невысокую плату фактически находившееся в их владении имущество. При этом выкуп осуществлялся на основе цены, определяемой оценочными комиссиями, которые создавались исполкомами местных Советов народных депутатов и которые во многих регионах так и не были созданы .——————————— Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. М.: Статут, 2006. С. 12.С принятием Закона о приватизации жилищного фонда были установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия от приватизации предприятий и иного государственного и муниципального имущества:1) передается имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении;2) проводится на безвозмездной основе;3) осуществляется на основе свободного волеизъявления и не требует разрешения какого-либо органа, включения в программу приватизации, соблюдения множества установленных приватизационным законодательством процедур;4) имеет четко обозначенный срок окончания (до 1 марта 2013 г.);5) предоставляется один раз;6) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов;7) имеется возможность деприватизации.Конечно, приведенные основные отличия имеют некоторые изъятия (к примеру, на первых этапах имели место частичная платность, возможность повторного участия в приватизации, если первая осуществлялась в несовершеннолетнем возрасте, невозможность реализации свободного волеизъявления при отсутствии согласия на приватизацию хотя бы одного из совместно проживающих), но в целом сама передача жилых помещений в порядке приватизации регулировалась гражданским, а не специальным приватизационным законодательством. (
Комментарий к статье 217

Консультации юриста к комментариям ст. 217 ГК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Хочу подарить свой дом маме. Как быстрее и дешевле это сделать? По дарственной или есть другие способы?. срочно нужно переоформить дом на мать
    • Ответ юриста:
      В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор дарения имущества должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в соответствующих органах. Заверять договор дарения у нотариуса не обязательно, но по желанию сторон можно. До 1 января 2006 года действовал налог с имущества, переходящего в порядке дарения. Сейчас с одаряемого взимают налог на доходы, получаемые в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, в размере 13 % от стоимости дара. Закон освобождает от налога в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками: супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общего отца или мать) братьями и сестрами (п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ) . Также необходимо заплатить государственную пошлину за регистрацию договора дарения квартиры (500 руб. ) и перехода права собственности от дарителя к одаряемому (500 руб. для физических лиц) .
  • нужно ли платить налог при равном обмене квартиры. обмен квартиры на квартиру в другом районе без всяких доплат
    • Ответ юриста:
      В соответствии с положениями Гражданского кодекса о договоре мены, к данному договору примяются правила о купле-продаже. В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса доходы от купли-продажи квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика не менее 3 лет, освобождаются о налогообложения налогом на доходы физических лиц. Следовательно, если ты продал (обменял) квартиру, которая находилась в твоей собственности не менее 3 лет, то налог ты платить не должен. Если ты владеешь квартирой, которую обменял на другую, менее 3 лет, то и в этом случае у тебя есть право на освобождение от налогообложения части своего дохода, получив налоговый вычет в виде необлагаемой налогом суммы (части стоимости полученной взамен квартиры) в размере 1 000 000 рублей.
  • как вы думаете является ли право собственности основной для соблюдения других прав человека?
    • это одно из прав и противопоставлять его другим правам не корректно.
  • Можно вернуть товар в течении двух недель?. Вчера был куплен холодильник в магазине "Эльдорадо", черт его подери. Холодильник шумит, хотя по идее не должен, так как не самая худшая фирма. В общем, можно ли вернуть товар, и получить обратно деньги, если не прошло две недели?
    • Ответ юриста:
      Это технически сложный товар и в 15 дней у вас есть срок, чтобы его вернуть, но только если в нем действительно обнаружился недостаток. В этом случае обычно покупатель пишет претензию, продавец проводит экспертизу в отношении товара. В случае, если экспертиза покажет, что в товаре обнаружен какой-либо недостаток, то Вам вернут деньги (или другой аналогич. товар по Вашему желанию, изложенному в претензии) , а если такой недостаток не обнаружат, то с Вас могут взыскать расходы на экспертизу. С ув. юр. отдел ГК "Приоритет", 8-912-980-43-04, 217-47-72, при возникновении необходимости в квалифиц. юрид. помощи - всегда к Вашим услугам!
  • Вера Комарова
    КПРФ выступает за деприватизацию государственного имущества. Вы поддерживаете инитиативу коммунистов?
    • Период с 1991 года, начала процесса приватизации в России, характеризуется беспрецедентой утратой государственной собственности. По объектам приватизируемого имущества можно выделить следующие группы преступлений: в сфере приватизации...
  • Богдан Бобренев
    вопрос про дом, который находится в водоохранной зоне .... Гражданка Петрова в 1975 году купила дом в деревне Красная. В 2007 году она обратилась в местную администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, на котором находится ее дом. В администрации Петровой предложили заключить договор аренды земельного участка, отказав в приватизации на том основании, что земельный участок находится в водоохранной зоне реки Томи. Правомерен ли отказ местной администрации?
    • Ответ юриста:
      Отказ администрации неправомерен. Исходя из положений ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ и ст. 65 Водного кодекса РФ, в отношении водоохранных зон запрет (ограничение) а передачу в собственность частных лиц находящихся в их пределах земельных участков не установлен. Установлен лишь специальный режим использования таких зем. участков. Запрет на приватизацию установлен только на зем. участки в пределах береговых полос (ст. 6 ВК РФ) . Так что можно оспаривать действия администрации в суд или обратиться в прокуратуру. Судебная практика сложилась положительно. Граждане вправе выбрать сами аренду или собственность.
  • Дарья Баранова
    Подскажите, Какие именно Кодексы нужно знать,для работы в Кадастровой палате?
    • Ответ юриста:
      Существует ряд регламентирующих документов. 1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993; 2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья, четвертая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, от 26.01.1996 N 14-ФЗ, от 26.11.2001 N 146-ФЗ, от 18.12.2006 N 230-ФЗ; 3.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ; 4.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ; 5.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ; 6.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ; Также не нужно забывать, что в работе всегда обращаемся к Федеральным законам РФ: 1.Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 2.Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" 3.Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" 4.Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 5.Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" 6.Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" 7.Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" 8.Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" 9.Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 10.Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" 11.Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 12.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " 13.Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 14.Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" 15.Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" 16.Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" 17.Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 18.Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" 19.Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" 20.Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости) " 21.Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 22.Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" 23.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" 24.Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" 25.Федеральный закон от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" 26.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" 27.Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" 28."Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) 29.Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
  • Сергей Утробин
    коллективный договор от "А" до "Я"!!!
    • Ответ юриста:
      Перечень должностей, обязанности сотрудников, коллективный договор - обзоры http://www.jobsmarket.ru Статья 41 ТК РФ регулирует содержание и структуру коллективного договора. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: - формы, системы и размеры оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций;- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; - оздоровление и отдых работников и членов их семей; - частичная или полная оплата питания работников; - контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; - другие вопросы, определенные сторонами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, следовательно Статья 41 ТК РФ дает право сторонам самостоятельно определять содержание и структуру коллективного договора. Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 41 ТК РФ указывается, что в коллективный договор могут включаться и другие вопросы, определенные сторонами. В соответствии с ТК РФ в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда с учетом финансово-экономического положения работодателя. В коллективных договорах не могут содержаться условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению. При подписании коллективного договора, его нормы распространяются на всех работников организации. За нарушение этих норм предусматривается юридическая ответственность в соответствии с нормами трудового законодательства. Главной целью заключения коллективного договора является урегулирование условия труда и заработной платы, определяющие содержание социально-трудовых отношений коллектива работников соответствующей организации или индивидуального предпринимателя. Сторонами, заключающими коллективные договоры, выступают работники и работодатели в лице своих представителей. Интересы работодателя в них представляют руководители подразделений или иное лицо в соответствии со ст. 33 ТК РФ, наделенные необходимыми полномочиями работодателем организации. Правом представлять интересы работников наделяются представители работников, определяемые в соответствии с правилами ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. 2 - 5 ст. 37 ТК РФ). Коллективный договор подписывается сторонами, а также лицами, от имени которых он заключен. Срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора - 3 месяца со дня начала переговоров, который исчисляется со дня, следующего заднем получения инициатором проведения коллективных переговоров согласия по ним.
  • Антон Липилин
    Надо изучить вопрос по смене собственника предприятия.Кроме ТК что еще надо посмотреть,учебники каких авторов.
    • Ответ юриста:
      Гражданский кодекс РФ п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 91, п. 4 ст. 113 и др. 1. продажа предприятия (ст. ст. 559-566 ГК РФ ); 2. реорганизация юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ ); 3. принудительное изъятие предприятия у собственника, а также национализация имущества работодателя (п. 2 и ч. 4 ст. 235 ГК РФ ); 4. приватизация государственного и муниципального имущества, то есть отчуждение предприятий, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ и ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"); 5. передача государственных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность и наоборот (ст. ст. 214 и 215 ГК РФ ); 6. передача федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений в собственность субъекта РФ и наоборот (ст. 214 ГК РФ ); 7. продажа предприятия должника в рамках процедуры внешнего управления и конкурсного производства при банкротстве работодателя (ст. 110 и п. 6 ст. 139 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ".