Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

[Жилищный кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 50]
1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:- 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;- 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:- 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;- 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.
Комментарий к статье 50

Консультации юриста к комментариям ст. 50 ЖК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • могут ли органы местного самоуправления изменять федеральный закон?. по заявлению от ветерана ВОВ ему ответили что для сельской местности по местным законам пологается 9 кв метров на человека жилплощади а в федеральном законе написано 18, и ветерану отказали а он живет у дочери на 36 кв м где живут 4 человека. что нам теперь делать? в собственности у ветерана ничего нет только у дочери квартира 36 кв м
    • Ответ юриста:
      Уважаемая, Маргарита! На другую формулировку этого же вопроса я вам уже отвечала. Органы местного самоуправления федеральный закон не нарушают. Во-первых, согласно ст. 50 Жилищного Кодекса РФ, все нормы устанавливаются "органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов". Во-вторых, существуют ДВЕ разные нормы. Одна - учетная. Эта та, норма жилой площади на человека, ниже которой он считается нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вторая - норма предоставления. Эта та норма, по которой предоставляется жилье при улучшении жилищных условий. Это понятно? Т. е. если на человека в квартире приходится менее 9 кв. м, то проживающие могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. А вот если им будут предоставлять другую квартиру, то из расчета 18 кв. м. на человека. И еще раз повторяю, в разных регионах эти нормы разные.
  • Подскажите какое жилье положено взамен "ветхому" по соц найму.. Если в помещении прописаны двое взрослых детей ( 33года и 24) и мать (62 года)!
    • если вы стоите в общей очереди, тогда вам положено не менее нормы предоставления на человека, ст. 50, 57 ЖК РФ если вас там не стояло, тогда не менее того, что есть, ст. 89 ЖК РФ
  • как провести перерасчет за жкх (зпп). -ремонт, который не проводится (не в подъезде, не меняются стояки, в других квартирах может и меняли, но у нас нет) и перерасчет за отопление, если платим за него 12 мес.,
    • Ответ юриста:
      управляющая компания (УК) не должна брать деньги за услуги, которые не оказывает. Вам нужно исключить графу, о которой вы говорите, из договора с УК, тогда эта услуга не будет выполняться, следовательно, не будут взиматься деньги. § П. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ Отказ от услуги принимается на общем собрании собственников жилых помещений простым большинством голосов. Учет голосов каждого собственника ведется исходя из метража его квартиры. То есть тот, у кого квартира 50 кв. м, обладает 50 голосами, а у кого 70 кв. м - 70 голосами. В протоколе четко пропишите решение ис­ключить услугу из договора. Затем на основе решения составь­те заявление и обратитесь с ним в УК, приложив протокол. Лучше если заявление будет подписано председателем собрания. Конечно, вам могут сказать, что даже новые трубы нуждаются в текущем ремонте или что эта услуга оказывается и в отношении других инженерных сетей, которые не меняли. Тогда внимательно ознакомьтесь с отчетом УК за прошедший год. Он, кстати, должен ежегодно предоставляться жильцам. § П. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ В отчете посмотрите, что делалось по текущему ремонту санитарно-технических сетей. Эта информация должна быть подробно расписана с указанием всех работ и расценок. Может быть, вы решите сохранить эту услугу, но уменьшить плату за нее. В этом случае письменно обоснуйте свое решение - в том же заявлении. В ответ УК должна предложить новую цену, а собственники - утвердить ее на общем собрании. Голосование проходит так же, как мы описали выше. Если УК откажет в исключении услуги или в уменьшении платы за нее, жалуйтесь в жилищную инспекцию в Северный административный округ (САО). Если, посмотрев отчет управляющей компании, вы увидите, что услуга после установки новых труб не оказывалась, а деньги в тот период постоянно бра­ли, - требуйте направления собранных средств на другие нужды вашего дома: покраску стен в подъезде, ремонт лестничных пе­рил и т. д.
  • Кто в Киеве может независимо и правдиво проконсультировать по ст 47, 48, 50 Жилищного Кодекса Украинской ССР?
  • Дарья Иванова
    дом под снос. У однокомнатной квартиры в доме под снос есть 2 собственника, квартира поровну, родственниками не являются. Какую жилплощадь обязаны предоставить при сносе обоим сторонам?
    • Должны выкупить. Хотя как правило предоставляют равнозначную квартиру. Торговаться в данном случае с администрацией бесполезно.
  • Вадим Абалкин
    жена стоит в очереди на улучшение квартирных условий. сколько кв/м положено на одного. члена семьи и есть ли какие то льготы по кредитованию для чернобыльцев (муж чернобылец)
    • Ответ юриста:
      Жилищный кодекс Российской Федерации Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
  • Зинаида Ильина
    Дают ли сейчас квартиры бесплатно. Каким то определённым гражданам населения.
    • Дают, всем нуждающимся. Ток ждать долго, строят мало.
  • Алина Кудрявцева
    Какая норма жил.площади на человека ? При получении жил.площади..или она во всех регионах разная?
    • посмотрите нормативный акт (постановление) муниципального образования, в котором живёте. во всех разная (Владивосток - 13.)
  • Ярослав Буренков
    Программа молодая семья
    • Очень длительно нужно работать, чтобы жилье стало твоим. Или в браке - совместно нажитым. Так было в советские времена. Так и сейчас происходит. Только вместо бухгалтерии предприятия этими вопросами вынужден заниматься сам человек. Кому вы...