Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 285]
1. Объектом рассматриваемого преступления являются нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями. Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, причем виновный использует служебные полномочия вопреки интересам службы. В целях обеспечения правильного применения нормы о злоупотреблении должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, законы, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.3. Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности. Соответственно, использованием служебных полномочий признаются только те действия должностного лица, которые осуществлены в пределах его служебной компетенции, в границах прав и обязанностей, возложенных на него законом, и допущенного к исполнению функций по должности. Совершение деяния, не входящего в полномочия (компетенция) должностного лица, не может рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями. Комментируемая норма предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении. Это различие не следует игнорировать. Служебные полномочия должностных лиц определяются законом либо иным нормативным правовым актом, имеющим статус закона. Должностные инструкции, ведомственные приказы содержат лишь порядок и процедуру исполнения должностным лицом требований закона, не устанавливают нормы права и не могут влиять на содержание полномочий должностного лица (представителя власти).4. Не образует состава данного преступления использование должностным лицом для совершения неправомерных действий не служебных полномочий, а возможностей, связанных с его авторитетом, авторитетом занимаемой им должности или представляемой службы, приобретенных связей с должностными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе. Авторитет не является элементом общественного отношения, относится к моральной категории и не может рассматриваться признаком злоупотребления должностным положением. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, также не может рассматриваться как использование должностного положения.5. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, то такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.6. Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.7. Использование служебных полномочий - своеобразная форма реализации предоставленных прав и возложенных обязанностей. Оно предполагает прежде всего активную форму преступного поведения, выраженную в действии. Судебная практика не исключает и совершения злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия. Для вменения бездействия как уголовно наказуемого поведения необходимо определить, какие обязательные предписания необходимо было выполнить, входило ли совершение невыполненных действий в компетенцию лица и возлагалась ли на него обязанность их совершения, а также выяснить, имелась ли у соответствующего лица фактическая возможность совершения ожидаемых от него действий. Только при совокупности этих условий может быть поставлен вопрос о должностном бездействии лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").8. Совершение деяния вопреки интересам службы представляет прежде всего его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах служебных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функционирования, порядку принятия решения.9. Состав злоупотребления служебными полномочиями материальный. Преступление является оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо наступления тяжких последствий. В случае отсутствия указанных последствий и признания вреда несущественным состав злоупотребления должностными полномочиями исключается. Вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими - это вопрос факта, который решается с учетом особенностей каждого конкретного случая.10. Вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. Существенным вредом следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку в соответствии с Конституцией РФ они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов правосудия, вследствие чего нарушение прав и свобод граждан влечет и нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.11. Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для функционирования предприятия, организации, материальные потери (упущенная выгода), связанные с нарушением функционирования юридического лица, и др. Представляется, что стоимостным выражением такого вреда может являться ущерб, в 500 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.12. Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны преступления указывают и на форму вины.Корыстный мотив предполагает стремление получить материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, непринятие мер к возбуждению уголовного дела в то время, когда была необходимость возбудить такое дело). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.13. Субъект преступления - специальный: должностное лицо, представитель власти, в иных случаях государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, постоянно или временно по специальному полномочию выполняющий определенные функции. Субъекты должностных преступлений различаются между собой в зависимости от статуса и должностного положения, а также объема и содержания предоставленных полномочий (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо, представитель власти). Как было указано выше, в основе определения понятия "должностное лицо" должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.14. Государственной службой (см.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") является "профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов". К ней относится исполнение должностных обязанностей соответствующими лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В" в соответствии с Реестром государственных должностей в Российской Федерации. Государственная служба включает в себя: а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; б) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. Являясь должностными лицами, они имеют особо ответственный должностной статус. Правовое определение лиц категорий "А" и "Б" дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.15. Органы местного самоуправления являются выборными органами, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения (в городах, районах, сельских населенных пунктах), не входящими в систему органов государственной власти (см.: ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012)). Служба в системе органов местного самоуправления предполагает выполнение должностных или служебных функций в качестве главы муниципального образования или местной организации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекционного состава.16. В главе 30 УК РФ законодательно закреплены нормы, предусматривающие ответственность только за те преступления, которые вытекают из занимаемой лицом должности в органе власти, его правового статуса и выполняемых им функций. Вместе с тем не все лица, занимающие должности, могут быть субъектами должностных преступлений. Есть лица, которые занимают "должностное положение", различные "должности по службе", но они не являются "должностными лицами" в буквальном смысле потому, что в уголовном праве России они считаются "лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации" и "лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации" (примечания 1, 2, 3 и 4 к ст. 285 УК). В законе прямо указано на отдельную категорию лиц: государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, которые относятся к числу служащих, но не относятся к числу должностных лиц (приложение 4 к ст. 285 УК).17. Правовое регулирование указанных понятий, тесно взаимосвязанных с уголовно-правовыми отношениями, осуществляется не только нормами УК РФ, но и другими законами и правовыми актами. Кроме того, и другие понятия - "должностные лица", "лица, занимающие государственные должности", "государственные служащие" - разъясняются также иными нормативными правовыми актами, что, в свою очередь, создает дополнительные сложности.18. В основе определения понятия "должностное лицо" должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.19. Полномочия у любого лица приобретаются не сразу, а после определенной процедуры назначения на должность, что предполагает последовательное прохождение им четырех основных стадий: а) приобретение полномочий; б) непосредственное развитие и реализация служебных, должностных функций в процессе исполнения должностных обязанностей; в) приостановление полномочий; г) прекращение служебных, должностных полномочий. Последовательный и подробный анализ названных стадий позволяет правильно установить момент, с которого у лица возникает право на приобретение, реализацию полномочий по должности. На этой основе следует давать правовую оценку совершенного противоправного деяния в зависимости от стадии развития должностного статуса.20. Постановка вопроса о злоупотреблении, превышении полномочиями (служебными, должностными, властными) правомерна лишь тогда, когда лицо совершило общественно опасное деяние, находясь на стадии непосредственного исполнения возложенных на него по занимаемой должности функций.21. Правовой статус должностного лица (совокупность прав и обязанностей, уровень занимаемой должности), состоящего на государственной службе, определяет возможность реализации им организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций или функций представителя власти, имеющего право на проведение в жизнь требований органа государственной власти. Иногда лицо может обладать только организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не имея полномочий представителя власти. В иных случаях лицо может выполнять все функции одновременно. Например, ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено право должностных лиц (руководителей органов власти), выполняющих организационно-распорядительные функции, составлять протоколы и одновременно выносить постановления о наложении взысканий, выполняя функции представителей власти.22. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.23. Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.24. Представителем власти является лицо, которое по своему должностному положению является носителем административной власти и выполняет порученные ему функции от имени государства, обладая правом применения мер принуждения (юрисдикционными, властными) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.25. Глава органа местного самоуправления - выборное должностное лицо местного самоуправления, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения и не относящееся к категории государственных служащих. Понятие муниципального служащего и его правовой статус во многом определяются нормативными документами, принимаемыми субъектами административно-территориальных образований (республика, край, область, город, поселок). На сегодняшний день достаточно подробно изложены правовые основания, структура муниципальных органов, а правовое понятие муниципального служащего разработано крайне слабо. В различных уставах, положениях, принятых субъектами РФ, понятие муниципального служащего ограничивается общей формулировкой о том, что руководитель края, области, города, района является высшим должностным лицом. В нормативных актах административно-территориальных единиц (село, поселок) правовое определение муниципального служащего вообще отсутствует.26. Не являются субъектами должностных преступлений работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.27. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ либо должность главы органа местного самоуправления.28. Особо квалифицирующим видом злоупотребления служебным положением (ч. 3 ст. 285 УК) является причинение тяжких последствий, к числу которых могут быть отнесены: дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения экономических обязательств, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах и т.д. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").29. Квалифицируя действия государственных служащих, совершивших должностные преступления, следует руководствоваться Указом Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", в котором установлен запрет служащим госаппарата выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности. Аналогичные правовые запреты о работе по совместительству содержатся и в Федеральных законах от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012) и др.
Комментарий к статье 285

Консультации юриста к комментариям ст. 285 УК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Помогите решить задачу пожалуйста!. Жиглов, работая заместителем начальника автопарка №5 Нижнего Новгорода был назначен начальником сводной автоколонны для производства сельскохозяйственных работ в Омской области. Для проведения текущего ремонта подвижного состава автоколонны Жиглов получил в подотчет автодетали, узлы и агрегаты к автомашинам, выдачу которых во время работы в Омской области осуществлял лично по расходным требованиям. После окончания сельскохозяйственных работ Жиглов обменял оставшиеся автодетали на бензин, чтобы не допустить простоя автомашин и рабочего времени водителей, так как в месте отправки автоколонны в обратный путь бензина не оказалось. Можно ли Жиглова привлечь к Уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ?
    • Лично я считаю, что нет статья 285 этого не предусматривает тем более он не злоупотребил своими должностными полномочиями и это не повлекло не каких тяжелых последствий.
  • Зинаида Королева
    На какую статью нового УК заменилась ст.170 УК 1960 г."Злоупотребление властью и служ.положением"??
  • Светлана Белоусова
    Как Вы думаете: милиционер - это должностное лицо?
    • Да, должностное лицо. В соответствии с Примечанием1. к ст.285 Уголовного кодекса РФ "Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя...
  • Екатерина Панина
    Если на работе человек распечатывает на принтере в личных целях, то это страшный криминал?)
    • Да! Звони в полицию ) Да ...Карается расстрелом! ну если я с женщиной на работе занялся сексом, а у меня жена это не чего страшного! яж не виноват ! Да, очком расплачиваться будет. ..Если листовки против существуещей власти - то да...
  • Кирилл Щегловитов
    чем взятничество отличается от коммерческого подкупа?. т. е. тем, что субъектом является лицо вып. управленческие функции?
    • Ответ юриста:
      Евгения Юрьева, данные составы расположены в разных главах УК - 23 и 30 соответственно которые называются: 1.Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. 2. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местоного самоуправления. Следовательно, различия НЕ только по субьекту преступления, но и по ОБЪЕКТУ. Что же касается субьекта, прочтите примечания к ст. 201 УК РФ и примечание к ст. 285 УК РФ, где "расшифровываются" понятия "выполняющий управленческие функции в коммерческой организации" и понятие " должностные лица".
  • Даниил Макогоненко
    Если УЧИЛКЕ собирают деньги на подарок родители, они ВЗЯТКОДАТЕЛИ, и их надо сажать всех. Да?
    • У учителей сейчас очень много льгот и повышается зароботная плата. сажайте если не афишировать и делать взносы добровольно, то это не взятка а подарок Если все то нет, если один до взятка, подмазка подает Какое-то странное у Вас желание...