Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 27] [Статья 264]
1. Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступают по ч. ч. 1 и 2 здоровье человека, по ч. ч. 3, 4, 5 и 6 - жизнь человека или многих людей.2. Объективная сторона имеет свою специфику. Ответственность фактически наступает за причинение указанных в законе последствий, но при установлении причинной связи между наступившими последствиями и предшествующим им нарушением правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Для правильной квалификации необходимо уточнить, какие конкретные правила были нарушены, а для этого в обязательном порядке надо изучить Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196 "О безопасности дорожного движения" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721) (в ред. от 28.07.2012), Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 19.07.2012). В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.Под транспортными средствами, о которых говорится в ст. ст. 264 - 268 УК, наряду с автомобилями следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в ГИБДД, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также строительные, погрузочные (автопогрузчик, автокран), уборочные, дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик и др.), сельскохозяйственные (например, комбайны) и тому подобные специальные самоходные машины, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты и иные механические средства, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные. В связи с тем что учебные машины сохраняют свойство повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения как водитель транспортного средства, пешеход, пассажир. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Порядок эксплуатации регламентируется как указанными Правилами, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру машин, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению машин и т.д. Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств - в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. По ст. 264 УК не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено на иной объект - нормальные безопасные условия труда и т.д.Для определения тяжести вреда здоровью, причиненному потерпевшему или потерпевшим, обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, обязательным признано проведение автотехнической экспертизы для определения исправности транспортного средства.Существенной новеллой следует признать дополнение комментируемой статьи указанием о повышенной ответственности лица, совершившего деяние при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Данный квалифицирующий признак положен в основание дифференциации ответственности. Поэтому по ч. 2 ответственность предусмотрена за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. По ч. 3 ответственность наступает при гибели одного человека, а по ч. 4 - за то же самое, но при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает ответственность при гибели двух или более человек, а ч. 6 - за аналогичное деяние, но при управлении транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. В зависимости от количества погибших и состояния опьянения установлены жесткие санкции, вплоть до 9 лет лишения свободы. Следует признать обоснованным ужесточение ответственности при указанных обстоятельствах, но с точки зрения системности уголовного права нарушаются концептуальные подходы. Состояние опьянения не выделено в Общей части как обстоятельство, отягчающее наказание. За совершение других, более опасных умышленных преступлений состояние опьянения не имеет принципиального значения, что не позволяет говорить об универсальности количественных и качественных характеристик общественной опасности и их значении для дифференциации ответственности. Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то инкриминируются все, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. Причинение вреда личности при осуществлении на самоходных машинах производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела как преступление против личности или как нарушение правил по технике безопасности.3. Потерпевшими могут быть любые лица, которые пострадали от транспортной аварии, в том числе и родственники виновного или иные близкие ему лица. Следует учитывать, что уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется по отношению к наступившим последствиям неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При привлечении к уголовной ответственности за преступление, совершенное по неосторожности в форме преступной небрежности, следует иметь в виду, что закон требует в каждом конкретном случае устанавливать не только обязанность, но и реальную возможность лица предвидеть наступившие вредные последствия. Последняя может быть ограничена как объективными условиями, в которых возникло дорожно-транспортное происшествие, так и субъективными особенностями человека. Водитель автомашины не должен нести уголовной ответственности за аварию вследствие самоуправных действий другого лица, которые по обстоятельствам дела водитель не мог предвидеть и предотвратить. Если по делу установлено, что причинение вреда здоровью или смерти потерпевшему охватывалось умыслом виновного, то содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против здоровья и жизни. В тех случаях, когда виновным последовательно совершены два самостоятельных преступления - одно автотранспортное, а другое - против здоровья и жизни личности, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.5. Субъект преступления специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Состояние опьянения в настоящее время является квалифицирующим признаком, который включен в предмет доказывания. В каждом подобном случае требуется официальное заключение судебно-медицинской экспертизы, объективно подтверждающее состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством. Для квалификации деяния по ст. 264 УК не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что согласно Правилам дорожного движения обучаемый считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то не исключается привлечение к уголовной ответственности обучаемого лица.Действие водителя, виновного в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 264 и 125 УК.Если водитель был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автомототранспортным средством, то неоказание помощи потерпевшему должно квалифицироваться по ст. 125 УК.С учетом этих обстоятельств следует решать вопрос как об основном, так и о дополнительном наказании - лишении права управлять транспортными средствами (ч. 1 ст. 264 УК).
Комментарий к статье 264

Консультации юриста к комментариям ст. 264 УК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Вера Пономарева
    Здравствуйте! Да конечно нухна ваша помощь...
    • Ответ на вопрос дан по телефону
  • Олег Дежнев
    Могут ли посадить по ст. 264ч.1 если ранее не судим, инвалид детства и есть ребёнок 14 лет на иждивении. В примирения суд отказал
    • Ответ на вопрос дан по телефону
  • Виктор Охохонин
    По ст. 264.1 5.09.2016 получил 1 год условно. 22.07 2017 попался по этой статье ещё раз. Что мне грозит. Спасибо
    • Ответ на вопрос дан по телефону
  • Вячеслав Чуров
    Ответчик обвиняется по ч 3. ст. 264 УК РФ Исковое подаю на возмещение морального ущерба на 500 тыс. руб. Немного это?. Ответчик обвиняется по ч 3. ст. 264 УК РФ Исковое подаю на возмещение морального ущерба на сумму 500 тыс. руб. Немного это ?
    • смотря какие травмы и как вы опишите свои моральные страдания-если они будут основываться только на ваших домыслах-бесполезно-
  • Инна Михайлова
    изменения в ст.264 УК РФ. Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Уголовное дело находится в суде. Обвиняемый совершил дтп в 2008 году, ст. 264ч.2 ук РФ. В 2009 году в ней внесены изменения, т.е. теперь это ст.264ч.4 Ук РФ. Вопрос: суд должен вынести приговор по старому закону или по новому?
    • Ответ юриста:
      Согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Поэтому квалификация действий будет указываться в старой редакции ст. 264, также и наказание будет назначаться по санкции этой статьи.
  • Григорий Сиднев
    Непредумышленное убийство! Пьяная компания посадила девицу за руль, авария, один труп. Что будет девушке?. На сколько может потянуть?
    • Ответ юриста:
      1. Формально - до 7 лет лишения свободы по ч. 4 ст. 264 УК РФ Судя по вопросу и переписке, вопрос задавала любимая женщина погибшего.. . Сочувствую ей, но надо реально взглянуть на вещи.. . Месть девчонке, которую силком (почти силком напоив до невменяйки.. ) усадили за руль, погибшего не вернет. Странным образом, и стороны этого конфликта (потерпевшие и подозреваемая) и суд заинтересованы не в разрешении его в режиме "черное-белое", а в переходе в т. н. "серую зону", т. е. устраивающего всех компромисса. В данном случае потерпевшим нужно определить высокую (НО АДЕКВАТНУЮ! ) сумму материальной компенсации.. . Специально не пишу "морального вреда", потому что компенсировать смерть близкого или родного человека все равно невозможно.. . А привычные цивилизованному Западу "тарифные таблицы" компенсации МВ, разложенные по ранжиру от поломанного пальца до убийства, нам пока недоступны.. . Поэтому надо, смирив гнев и гордыню, договариваться (поможет в этом НОРМАЛЬНЫЙ адвокат) . Под НА понимаю не "мегабойца", который будет рубиЦЦа с оппонентами и его представителями в режиме "борьба нанайских мальчиков", а будет терпеливо и выдержанно вести и своего доверителя и оппонирующую сторону ко взаимно приемлемому компромиссу.. . Предметом торга в данном случае всего несколько слов потерпевшего в суде, а именно - о нежелании применять к подсудимой реальное лишение свободы.. . Очевидно, что все материальные вопросы должны быть урегулированы до суда ("..приняты реальные меры к компенсации морального вреда") Вот тогда суд, понимая, что его решение об условном осуждении не будет обжаловано материально удовлетворенным (со всеми оговорками, сделанными выше.. ) потерпевшим, спокойно даст девчонке условный срок.. . И не надо считать его поблажкой - он играет по-настоящему воспитывающую и ограничивающую роль.. . А запросто, по злобЕ, сломать из мести судьбу еще одному человеку - просто испортить себе карму.. . ...Только жадничать не надо.. . 2. В этом пункте можно предположить, что, если компромисс в п. 1 достигнут, возможно наказание около 4-5лет условно.. . 3. Если есть реальные доказательства, что девчонку привели в невменяемое состояние и усадили за руль конкретные лица, для потерпевших логичнее добиваться привлечения их к ответственности за неосторожное убийство.. . Хотя в наших реалиях это маловероятно... (( но именно это и было бы подлинным возмездием настоящим виновникам.. . Удачи.
  • Алена Королева
    Пьяный за рулём автомобиля, авария. Один труп, переломы у второго пассажира, у водителя сотресение. Какая статья грозит?
    • грозит ст. 264 ук рф нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
  • Борис Сабельников
    Статья 264
    • Действительно, часть 6 ст. 264 УК РФ предоставляет суду альтернативные санкции, которые суд может применять при назначении наказания. При этом, действительно, у суда есть выбор - либо же назначить принудительные работы, либо же наказание в...