Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 59 НК РФ. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 59]
Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.В акте сверки объективной информации о состоянии расчетов должна содержаться достоверная информация об обязанности общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.При таких обстоятельствах суд указал на то, что поскольку налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у налогового органа отсутствовали основания для указания спорных сумм пеней в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.В Постановлении от 14.06.2012 N А78-8254/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в том числе судебного акта.Также необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что установленный в статье 59 НК РФ механизм давности, влекущий за собой признание числящейся за налогоплательщиком недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию, непосредственно не связан со сроком, предусмотренным пунктом 3 статьи 46 НК РФ, поскольку срок давности взыскания недоимки определяется как совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных НК РФ, для совершения налоговыми органами отдельных действий, направленных в целом на взыскание налога (статья 70, пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 НК РФ).Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2012 N А26-4003/2011.В Постановлении от 05.12.2012 N А63-2711/2012 ФАС Северо-Кавказского округа разъяснил, что статья 59 НК РФ, равно как и иные нормы налогового законодательства, не содержит положений о признании невозможной к взысканию задолженности по штрафам на основании истечения срока предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного по решению суда о взыскании налоговых санкций.Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение всеми субъектами предпринимательской деятельности.Исходя из смысла данных правовых норм, обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения организации от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8893/10.ФАС Московского округа в Постановлении от 18.01.2013 N А40-49924/12-115-293 указал, что Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.Как отметил суд, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам утратившей возможность взыскания спорной задолженности в соответствии с указанной нормой.Требования о признании задолженности безнадежной и ее списании организацией не заявлялось.В инспекцию с заявлением о списании безнадежной ко взысканию задолженности организация не обращалась и не могла обратиться, исходя из положений статьи 59 НК РФ и вышеуказанных нормативных актов ФНС России, поскольку судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания спорной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, отсутствует.Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью действующим законодательством не предусмотрено.При изложенных обстоятельствах требование о признании инспекции утратившей возможность взыскания задолженности подлежало рассмотрению арбитражным судом.
Комментарий к статье 59

Консультации юриста к комментариям ст. 59 НК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Помогите расчитать понижающий коэффициент К2!!!. Чему бедт равен К2, в деклараци ЕНВД, если предприятие работало только один, первый месяц в налоговом периоде? ? ?Будет ли он равен 1, либо же его нужно расчитать по формуле? Раньше все дни каждого месяца были рабочими, и вопроса не возникало, К2 всегда был равен 1. А тут вот июль работали (и то не полный, хотя для К2 это не важно) , а август и сентябрь не работали вообще.
    • Ответ юриста:
      Значения корректирующего коэффициента К2 устанавливаются в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ) . Ранее налогоплательщики имели право самостоятельно изменять значение К2 в зависимости от фактического времени осуществления предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ) . Однако с 2009 г. данное положение исключено из НК РФ. Но при этом в Письме ФНС России от 23.01.2009 N ШС-22-3/59@ отмечено, что согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики могут скорректировать значение коэффициента К2 с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если представительные органы муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 установили соответствующие подкоэффициенты, принимая во внимание особенности ведения предпринимательской деятельности. В случае если в нормативно-правовых актах законодательных (представительных) органов такие особенности не учтены, самостоятельно изменить значение К2 налогоплательщики не вправе.
  • вычет на ребенка. у работника в апреле родился сын. но организацию (заявление и документально) он не поставил в извесность, могу ли я произвести перерасчет НДФЛ и если могу то когда или работник сам должен обратиться в налоговую за перерасчетом в конце года спасибо
    • Ответ юриста:
      По общему правилу стандартный вычет предоставляется налогоплательщику на основании его заявления (п. 3 ст. 218 НК РФ) . Однако с соответствующим заявлением к налоговому агенту плательщик может обратиться и в середине года. Применить стандартный вычет к доходам физического лица в любом случае нужно с начала года. Ведь п. 3 ст. 218 НК РФ не содержит условия о сроках подачи налогоплательщиком заявления на вычет. В подобной ситуации налоговый агент должен произвести перерасчет и возврат НДФЛ с начала налогового периода высказано Минфином России (Письмо от 14.03.2006 N 03-05-01-04/59). Однако данный вывод контролирующие органы делают применительно к ситуации, когда в заявлении налогоплательщик обращается с просьбой предоставить ему вычет.
  • Какой порядок рассмотрения обращений граждан, предусмотренный налоговым кодексом?
    • каких обращений? Уточните
  • Телефон правительсвенной комиссии.. Подскажите, пожалуйста, как связаться с правительственной комиссией, выдающей разрешения на использование в названии "Российское"
    • Ответ юриста:
      Заявление в свободной форме для получения согласия правительства РФ на использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях организаций направляется в Минюст России по адресу: г. Москва, улица Житная, дом 14, для рассмотрения комиссией.При положительном решении вопроса - если комиссия решит, что организации можно доверить такое название - проект распоряжения будет направлен в правительство РФ. Кстати, за честь называться "российским" надо платить (согласно Налоговому кодексу РФ) .Справочная служба: Телефон: (495) 955-59-99 Факс: (495) 955-57-79E-mail: pst@minjust.ru (время работы с 9.00 до 18.00; пятница — с 9.00 до 16.45)Личный прием граждан в приемной Минюста России осуществляется по адресу:город Москва, улица Житная, дом 14 (проезд — станция метро «Октябрьская» )Время приема:понедельник — четверг — с 10.00 до 12.00, с 14.00 до 17.00;пятница — с 10.00 до 12.00, с 13.00 до 15.00Справки о работе приемной и порядке приема населения: тел. (495) 955-59-14, 955-59-99.Справки о поступлении и рассмотрении обращений от граждан: тел. (495) 955-57-73, 955-59-06, 955-59-99.
  • нужна помощь по налогам и налогооблажению. Исходя из следующих данных, рассчитайте сумму налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет. Учетная политика для целей налогообложения для НДС определяется «по оплате» . 1. объем услуг 275 тыс. руб. , в том числе НДС 18%. Оплачено 118 тыс. руб. 2. получены проценты по вкладу на депозитном счете 100 тыс. руб. 3. реализованы с немедленной оплатой материалы: их фактическая себестоимость – 15 тыс. руб. , наценка 1 тыс. руб. , кроме того, налог на добавленную стоимость – 18% 4. приобретен хозяйственный инвентарь на сумму 12 тыс. руб. , в том числе налог на добавленную стоимость – 18%, оплата поставщику произведена в размере 5 тыс. руб. 5. аванс, поступивший на расчетный счет, - 59 тыс. руб. 6. пеня полученная 12 тыс. руб. 7. закуплен без оплаты товар для оптовой продажи на сумму 100 тыс. руб. , кроме того, налог на добавленную стоимость – 18%, 80 тыс. руб. из которых реализовано с оптовой надбавкой 20%. 8. налог на добавленную стоимость с авансов под товар, реализованный в отчетном периоде, - 1 тыс. руб. 9. приобретены основные средства на сумму 15 тыс. руб. , налог на добавленную стоимость – 2,7 тыс. руб. , в отчетном периоде объект введен в эксплуатацию, но оплачен на 50%.
    • а еще встречаетая НДС по оплате? Это небось выручка до 3 млн? Давно это было, уже не вспомню...
  • Алла Матвеева
    списание долга. принят закон о списании долга за налог физ. лицам до 2009г. почему нам в налоговой говорят что мы не попадаем под него, у нас долг за авто которая стояла на учете в июле 2008г, ровно месяц а начисления пришли в 2009г. Кто из нас прав?
    • Ответ юриста:
      Боюсь, что права налоговая. Но точно ответить на Ваш вопрос невозможно - не хватает данных. Дело в том, что в данном законе речь идёт о списании задолженности по налогам, возникшей до 01.01.2009 года. То есть срок уплаты налога должен был наступить до 01.01.2009 года. А транспортным налог физическими лицами, как правило, должен уплачиваться в следующем году. То есть, если речь идёт о налоговом периоде за 2008 год, то платят налог за 2008 год в 2009 году, т. е. обязанность по уплате налога должна была наступить после 01.01.2009 года, и, следовательно, Ваша задолженность под закон о списании не подпадает. НО, повторюсь, точно ответить на Ваш вопрос невозможно. Дело в том, что транспортный налог относится к региональным налогам. И сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ. То есть для полноценного ответа на Ваш вопрос необходимо изучить закон субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль, в той редакции, в которой он действовал в 2009 году. Сейчас НК РФ установлено, что данный срок не может быть установлен ранее 01 ноябре следующего года, но в 2009 году такой нормы не было. Однако Вы не указали, где стоял на учете автомобиль, поэтому определить закон какой области надо смотреть, невозможно. Налоговый кодекс Российской Федерации В редакции 2009 года Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу 1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Статья 4 1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным) , образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.
  • Леонид Фесик
    Подскажите, где можно найти приказ 314 украинской таможни?!
    • Нормативные акты и распоряжения: "О создании комиссии по рассмотрению вопросов о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров...
  • Татьяна Герасимова
    Мне пришел налог на машину, аж за 2007 г. Сейчас есть амнистия по неуплате налогов?
    • Можете не платить. И дело даже не в амнистии. Прошел срок давности-3 года.
  • Тамара Пугачева
    Уплата транспортного налога и срок давности или налоговая амнистия. Разъясните кто-нибудь, пожалуйста популярно )))
    • В налоговом законодательстве в принципе не существует такого понятия как "исковая давность". То есть даже если с момента образования задолженности прошло три года, никто эту задолженность "прощать" не будет. И из Ваших карточек, учитывающих...
  • Лидия Никифорова
    Почему Россия с легкостью списывает гос долги зарубежных стран,а своим гражданам ничего никогда не списывает?)))
    • своим гражданам она списывает только накопления