Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 71 Лесного кодекса РФ. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

[Лесной кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 71]
1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматриваются вещные права, которые могут переходить к гражданам и юридическим лицам при предоставлении им лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.При этом законодатель дифференцированно подходит к предоставлению вещных прав на лесные участки:- юридическим лицам лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; - гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование.В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.Согласно ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле - в качестве лесного участка, поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются по правилам ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Кроме того, ст. ст. 7 и 101 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель. Таким образом, лесные участки отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав.Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а также в части, не противоречащей ЛК РФ, - положениями ГК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.До 1 января 2010 г. допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). Следует отметить, что до 1 января 2010 г. действовало временное исключение из данного правила: допускалось предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (на основании ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции от 24 июля 2007 г.).Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.Важно, что после 1 января 2009 г. запрещено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").Согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). В силу ст. 2 Федерального закона от N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и территориальные органы <1>.-------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".Важно, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Важно заметить, что права на лесные участки признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - до 30 января 1998 года (п. 1 ст. 33 Федерального закона N 122-ФЗ). Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной.Однако государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения). Причем регистрация в этом случае проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых документов в соответствии со ст. ст. 16 - 18 Федерального закона N 122-ФЗ.Следует заметить, что по общему правилу государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, проводится без уплаты государственной пошлины. Однако за государственную регистрацию перехода прав или их ограничения (обременения), возникших до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав установлены налоговым законодательством (ст. 333.33 НК РФ).Лесной кодекс РФ предусматривает основания возникновения вещных прав на лесные участки.I. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (ст. ст. 9, 26, ч. 8.1 ст. 29, ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41, ч. 2.1 ст. 46, ч. ч. 1 и 4 ст. 71, абз. 2 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 88 ЛК РФ). Причем в статьях ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.Федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели - для заготовки древесины (ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ).Государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ).Кроме того, государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться для осуществления рекреационной деятельности (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).Коммерческие организации не могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности <1>.-------------------------------- <1> Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.2009 N А62-2258/2008.Важно, что согласно ч. 4 комментируемой статьи предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.Со дня введения в действие ЗК РФ - с 30 октября 2001 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле - в качестве лесного участка, поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются по правилам ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Кроме того, в силу ст. ст. 7 и 101 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель.Согласно ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Необходимо заметить, что с 1 января 2011 г. КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности").Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности лесными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ - до 30 октября 2001 г., сохраняется (Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Однако юридические лица, обладающие лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками не предоставляется, но сохраняется за юридическими лицами.Важно заметить, что согласно ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками - невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).II. Право аренды лесных участков - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право аренды лесных участков может принадлежать гражданам и юридическим лицам.В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора: ч. 8 ст. 29, ч. 3 ст. 31, ч. 4 ст. 32, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 46, ч. ч. 1 - 3 ст. 71, ст. ст. 72 - 74, ст. ст. 78 - 80 ЛК РФ. При этом в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды:- заготовка древесины (ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);- заготовка живицы (ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 32 ЛК РФ);- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ч. 3 ст. 34 ЛК РФ);- ведение охотничьего хозяйства (ч. 2 ст. 36 ЛК РФ);- ведение сельского хозяйства (ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, кроме государственных и муниципальных учреждений (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);- осуществление рекреационной деятельности государственными и муниципальными учреждениями (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);- создание лесных плантаций и их эксплуатация (ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);- выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением выполнения данных работ на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных по правилам ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ (ч. 2 ст. 43 ЛК РФ);- переработка древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ).Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. В частности, помимо указанных выше целей использования лесных участков в ЛК РФ предусмотрены следующие:- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи <1>, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;-------------------------------- <1> Необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".- осуществление религиозной деятельности;- иные виды использования лесов, осуществляемые в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. ст. 6, 25 ЛК РФ).Таким образом, законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня целей лесопользования, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях - без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).III. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками может принадлежать гражданам и юридическим лицам.В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:- гражданам - для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);- религиозным организациям - для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).2. В ч. 2 комментируемой статьи определено, что ЛК РФ устанавливаются основания и порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, ЛК РФ устанавливает специальные правовые нормы, подлежащие применению к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.В Лесном кодексе РФ указано, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора: ч. 8 ст. 29, ч. 3 ст. 31, ч. 4 ст. 32, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 46, ч. ч. 1 - 3 ст. 71, ст. ст. 72 - 74, ст. ст. 78 - 80 ЛК РФ.Важно, что в ч. 2 комментируемой статьи присутствует конкретизация - в соответствии с ЛК РФ предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу ст. 17 ЗК РФ - исключительно собственность РФ.Между тем следует рассматривать ч. 2 комментируемой статьи в совокупности с ч. 2 ст. 3 ЛК РФ, устанавливающей, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут применяться положения гражданского законодательства, а также ЗК РФ, но в части, не противоречащей ЛК РФ и другим федеральным законам.Важно учесть, что законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня правового регулирования не могут предусматривать правила, ограничивающие применение гражданского законодательства, а также ЗК РФ к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не должны учитываться при решении вопроса о применении к названным отношениям гражданского законодательства, а также ЗК РФ.Таким образом, гражданское законодательство и ЗК РФ применяются к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности только в субсидиарном порядке и в строгом соответствии с положениями ЛК РФ и федеральных законов.Предоставлением лесных участков в аренду является принятие уполномоченным государственным (муниципальным) органом решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных на исполнение данного решения. Федеральное агентство лесного хозяйства - уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Согласно п. 5.3.35 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форму примерного договора аренды лесного участка.3. В силу ч. 3 комментируемой статьи положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:- по общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ;- в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.Таким образом, в статьях ЛК РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения ГК РФ к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.При применении ГК РФ к договору аренды лесного участка необходимо руководствоваться ст. ст. 606 - 625 этого Кодекса, которые устанавливают правовые основы договора аренды: понятие, форму и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что по общему правилу порядок, предусмотренный ЗК РФ, применяется к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам. Вместе с тем в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ЗК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.Необходимо заметить, что согласно ч. 4 комментируемой статьи по общему правилу порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется именно ЗК РФ. Представляется, что в данном случае необходимо буквальное толкование данного положения, что исключает возможность применения иных актов земельного законодательства к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам.
Комментарий к статье 71

Консультации юриста к комментариям ст. 71 ЛК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос